DAC Пиккардийский аккорд v1.2


Все ключевые моменты ЦАП Picardian chord себя полностью оправдали, а именно:

  • кардинального уменьшения EMI из за искоренения внешнего регистра пересинхронизации,гальваноразвязок и использование интерфейса S/PDIF, улучшение помехозащищенности.
  • защита каскада Т/Н (I/U) от вч составляющих и глитча(glitch) ДС ЦАПа, а также работа каскада в классе А.
  • изолирование земли между источником и УМЗЧ.
  • кардинальное искоренение электролитических конденсаторов в особенности из цепей аналогового питания.
  • использование приемника S/PDIF имеющего низкую частоту среза петли ФАПЧ.
  • использование ЦФ с режимом монотонного фильтра.
  • работа с любым контентом вплоть до 24/192.

Все эти особенности позволили получить субъективное звучание Picardian chord очень мягкое, чистое и ровное, поэтому он прекрасно воспроизводит такую сложную музыку как тяжелый рок, БСО, масштабная классика итп воспроизвести которую аутентично крайне трудно, звучание же джаза, соул, легкой музыки итп может быть (а может и не быть) немножко аналитичным.

Дальнейшие улучшения возможны в области:

  • улучшения помехозащищенности
  • улучшение питания
  • использования лучшей элементной базы
  • большей универсальности устройства в целом
pc12

рис 1

Принципиальная электрическая схема устройства изображена на рис 1.

Имеется два цифровых входа, коаксиальный S/PDIF и оптический TOSLINK, переключение между ними осуществляется с помощью малогабаритного вч реле фирмы Fujitsu. Сопротивления резисторов R62,R64,R68,R72 рассчитаны под существующую ПП. Питание организовано по типу выпрямитель – сглаживающий RC фильтр – стабилизатор – “электронный конденсатор”. В питании каждого узла применяются конденсаторы только одного типономинала, параллельное включение конденсаторов разного номинала (для примера 0805 X7R 0,1мкф и 0805 NP0 1000пф) не дает никакого уменьшения импеданса на вч потому как лимитировано ESL (0,8…1,2нГ + ~1нГ переходы + индуктивность дорожек и выводов микросхемы) зато приводит к образованию резонансных участков с большой добротностью что в свою очередь на результирующем качестве звука сказывается далеко не лучшим образом.

bom

Список деталей

Джампера:

DEM – замкнут выкл., разомкнут вкл.
DF – замкнут бриквол ЦФ, разомкнут монотонный ЦФ

Транзисторы VT1-VT10 типа BC337-40/BC327-40, BC547C/BC557C, BC550C/BC560C итп. Резисторы R41,R56,R65,R78 рекомендовано использовать прецизионные Vishay VTA55, RN55, CMF55, PTF56 итд, угольные композитные Riken Ohm, Ohmite Little Demon, Ohmite Little Rebel итд либо танталовые. Угольные обязательно должны пройти ЭТТ. Резисторы R42,R43,R57,R58, R50,R51,R59,R60, R66,R67,R79,R80, R756,R76,R81,R82 типа MELF 0204. В качестве IC3,IC5 возможно использование THS4131 или OPA1632, в качестве IC4,IC6 LME49990, ADA4898-1, LME49710, LME49870, SE5534, NE5534, LM318, LT1468. Резисторы R41,R56;R65,R78; нужно подобрать попарно с точностью не менее 0,05…0,1%, резисторы R44,R54;R70,R77; R46,R49;R71,R74; R42,R57; R66,R79; R43,R58; R67,R80; нужно подобрать попарно с точностью не менее 0,1%. Конденсаторы C78,C86;C92,C99;C79,C87;C93,C100 типа NP0 нужно подобрать попарно с точностью не менее 0,5%, конденсаторы C80,C88,C94,C101,C82,C85,C90,C96,C98,C103 NP0 1%.

Размеры ПП (160,5х50мм) позволяют использовать промышленные корпуса фирмы Hammond типа 1455T2201BK и тому подобные.

IMG_4470r

IMG_4473r

Литература:

  1. “Jitter: Specification and assessment in digital audio equipment” Julian Dunn
  2. “The diagnosis and solutions of jitter related problems in digital audio systems” Julian Dunn and Lan Dennis
  3. “TOWARDS COMMON SPECIFICATIONS FOR DIGITAL AUDIO INTERFACE JITTER” Julian Dunn, Barry A.McKibben, Roger Taylor, Chris Travis
  4. “Is the AES/EBU/SPDIF Digital Audio Interface flawed?” C Dunn and M Hawksford, AES 93rd Convention San Francisco, preprint 3360, October 1992
  5. “Specifying the Jitter Performance of Audio Components” C. Travis and P. Lesso, AES 117 th Convention, October 2004
  6. “A high performance S/PDIF receiver” Paul Lesso , AES 121th Convention, San Francisco, October 2006
  7. “Clock synchroniser and clock and data recovery apparatus and method”, Paul Lesso , US patentUS2005/0220240 A1
  8. “A 126dB DR Current-mode Advanced Segmented DAC” Norio Terada & Shige Nakao, Texas Instruments Japan, Kanagawa, Japan. AES Paper no. uk076, March 2001.
  9. “Digital to analog converting method and digital to analog converter employing common weight generating elements” Shigetoshi Nakao, Toshihiko Hamasaki , US patent US 6,469,648 B2
  10. “A 3-V, 22-mW Multibit Current-Mode SD DAC with 100 dB Dynamic Range” Toshihiko Hamasaki, Yoshiaki Shinohara, Hitoshi Terasawa, Kou-Ichirou Ochiai, Masaya Hiraoka, and Hideki Kanayama. IEEE JOURNAL OF SOLID-STATE CIRCUITS, VOL. 31, NO. 12, DECEMBER 1996
  11. “Операционные усилители” И.Достал, Москва “Мир” 1982р.
  12. “A Wide-Band, Low-Power, High Slew Rate Voltage-Feedback Operational Amplifer” Farhood Moraveji. IEEE JOURNAL OF SOLID–STATE CIRCUITS, VOL. 31, NO. 1, JANUARY 1996
  13. “Питание High-end апаратуры без применения электролитов” Штыбель Назар, October 2009
  14. “DAC Picardian chord v1.0″ Штыбель Назар, April 2009

Спасибо всем тем кто так или иначе поддерживает и помогает мне в этом нелегком деле

качественного звука, отдельно хочу поблагодарить С.И.Агеева за редкие но меткие консультации.

(с)2010г. Львов, Штыбель Назар aka Nazar.

Удачи всем и удовольствия от прослушивания любимых записей!

"Прямо или косвенно, но все вопросы, связанные со звуком, должны решаться ухом как органом слуха: оспаривать заключения, которые даются ухом уже не приходится" лорд Рэлей (Дж. У. Стретт)